вівторок, 20 грудня 2016 р.

Анонс! Пригоди Ньютона-філософа в єврейській думці XVIII – початку XIX ст.


СЕМІНАР ДОСЛІДНИКІВ

СХІДНИХ ФІЛОСОФІЙ

Засідання CІ

Тема доповіді:

«Пригоди Ньютона-філософа в єврейській думці XVIII – початку XIX ст.»

Доповідач:
Малахова Катерина, 
к. ф. н., м. н. с.,
Інститут філософії ім. Г.С. Сковороди НАНУ,
координатор спілки академічної творчої юдаїки «Самбатіон» в Україні
20 грудня 2016, 16:00
к. 327   

ЗАПРОШУЄМО УСІХ ЗАЦІКАВЛЕНИХ!

Див.:

Проводять:
Інститут філософії ім. Г.С. Сковороди НАН України
відділ історії зарубіжної філософії
сектор історії східної філософії
  

Матеріали до доповіді
(из курса «Тик-тиккун: еврейские механики, моралисты и мистики о выпрямлении кривого», Санкт-Петербург, 2016)

Оригінальний файл із дуже цікавими ілюстраціями - за посиланням: http://www.tdsf.kiev.ua/news/seminar101.pdf




МАТЕМАТИК (вынимая из
головы шар):

Я вынул из головы шар.
Я вынул из головы шар.
Я вынул из головы шар.
Я вынул из головы шар.

АНДРЕЙ СЕМЕНОВИЧ:

Положь его обратно.
Положь его обратно.
Положь его обратно.
Положь его обратно.

Д. Хармс

1687, Лондон

Сэр ИСААК НЬЮТОН
«Математические начала натуральной философии», 1687

Законы движения:
   
1. Всякое тело продолжает удерживаться в состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние
2. Изменение количества движения пропорционально приложенной движущей силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует.
3. Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе — взаимодействия двух тел друг на друга между собою равны и направлены в противоположные стороны.
Закон тяготения: Сила гравитационного притяжения между двумя материальными точками массы и , разделёнными расстоянием , пропорциональна обеим массам и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними — то есть:


Прошел век с небольшим...

1794, Лондон
ЭЛЬЯКИМ БЕН АВРААМ ИЗ ЛОНДОНА (ГАРТ), 1745-1813
«Войныгосподни» (МильхамотХашем), 1794

Введение

/.../
Уже восстали и вооружились святые воины нашей земли, знаменитые богатыри: Рамбам, Рамбан, р. Ицхак Абарванель, р. Ха-Леви, автор книги «Кузари», да будет память о них жить вечно – восстали, дабы вести войну Господню против апикорсим и греков.

Однако с тех пор, как их души были завязаны в узле жизни,  явились новые секты философов, и во главе их – французский философ ДЕСКАРТИЗ и великий исследователь, англичанин сэр Айзек НЬЮТОН.

И хотя они сами не «писали обвинения» (Эзра 4:6) – многие из их учеников «поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле». Они возводят миры и разрушают их - при помощи движения маленьких частиц, называемых «корпускулы», или посредством силы притяжения, которую они называют «эттрэкшн». /…/ Они говорят: Господь оставил этот мир на волю случайных движений и сил.

И вот, поскольку они великие мудрецы, знатоки премудростей геометрии и алгебры – с легкостью соблазнили они многих, полагая, что всюду, куда достигают науки, они располагают доказательствами, которые невозможно опровергнуть (нитбаарудварим ба-мофет, ше-эйналавтшува), и невозможно отрицать их суждения, не дай Бог.

Потому наш долг – взять щиты и копья, и сражаться за нашу истинную Тору: «Тора Господня совершенна, она укрепляет душу». И поэтому книга «Войн Господних» призывает объявить войну, подобно богатырям; «сбить рога народов» (Зах. 2:4),[1] поднявших рог свой ввысь в гордыне душевной. И вот эти четыре секты: 
а) служители идолов; б) сторонники Аристотеля-грека, в) сторонники Дескартиза-француза, г) ученики Ньютона. Вот четыре рога, которые «разбросали (зару) Иуду» посредством чужих мнений (деотзарот); «и Я приведу их в долину Иошафата, и там произведу над ними суд (Йоэль 4:2), «ведь благая рука Всевышнего надо мной» (Эзра 7:9).

Гл. 5
Сообщим об основах и принципах исследователя сэра Айзика Ньютона.

Четвертый рог – секта современных исследователей, во главе которых – знаменитый исследователь, англичанин по имени сэр Айзик Ньютон.
Он производил удивительные опыты и многие новые вычисления в науках, геометрии и алгебре, и оптике – более, чем все его предшественники.
Более того, поскольку он был мудр – «учил народ знанию» (Когелет 12:9) не разрушать ни полслова в пророчестве из-за исследований, проделанных людьми. Ведь разум человеческий весьма слаб и подвержен ошибкам. 
Будучи все время занят исследованием и опытами, он, тем не менее, написал комментарий на книгу Даниэля/…/. И писал, что истина ясна: для каждой вещи и творения в этом мире требуется отдельное речение, и воля, и замысел Всевышнего. Он сотворил сперва плотную материю, без отверстий и пустот, настолько крепкую, чтобы она не смогла разделиться – кроме как в местах, где частицы соприкасаются друг с другом. И у каждой из них – крепкая и постоянная натура, неизменная во веки веков. И поэтому нет ничего нового под солнцем. Но в момент творения разделилась первоматерия на частицы согласно воле Пресвятого, и они были созданы по Его Речению, и особому замыслу для каждой вещи, в соответствии с Его премудростью, - как о том и свидетельствует Тора Всевышнего, которую возложил Моше перед Израилем.
Но при этом многие из его учеников не избежали нападок на свидетельство Торы в вопросах Творения. Поскольку им больше нравится строить мир в соответствии с законами движения и притяжения, которые установил Ньютон.  Это и стало для них камнем преткновения – во всем положиться на случай и отсутствие Божьего предопределения.

И сперва я объясню основы его учения.  После того, как он привел во множестве доказательства и опыты, произведенные при помощи воздушной помпы (эр помп), и прибора, называемого барометр, который измеряет теплоту и холод воздуха, и других приборов, - он доказал, что в мире существуют пустоты (называемые вакуум).  Что противоположно мнению Декарта, утверждавшего, что мир является полным (то, что называется пленум). А Ньютон сказал, что если бы все обстояло согласно его словам – ни одна вещь не смогла бы двигаться, если бы не было пустот.
 Он установил некоторые законы движения. 
1) каждая вещь по своей природе покоится и лежит на месте, и не двигается,
2) когда к ней прикладывают силу, она движется непрерывно, если ее не остановит другая вещь,
3) если два шара будут двигаться по одной дороге, и один из них будет обладать силой большей, чем другой, и столкнется с ним, - то при столкновении он передаст ему часть своей силы, и подтолкнет, чтобы тот двигался с большей силой. Но сила, которую один шар передаст другому, подействует против него – и бег его замедлится соответственно величине этой силы.
 4), и это главный закон и основа, на которой построена вся система - это сила притяжения (называемая эттрэкшн или гревиэйшн). По его мнению, всем вещам в мире от природы свойственно притягиваться и приближаться друг к другу, в соответствии с размерами и массой (орех ве-шиуркамут) друг друга. Самая большая из них становится как бы центром для остальных. Потому эта сила называется сентрипетал (англ. сentripetal, центростремительный). Но также каждой вещи свойственна сила, удаляющая от центра (называемая сентрифугал).  И в зависимости от того, какая сила победит, случится с этой вещью то или иное.  Например, на камень, подброшенный в воздух, действует сила притяжения земли; а поскольку она безмерно велика по сравнению с силой камнем, - она и побеждает, и камень притянется к земле. Но с Луной происходит иначе. Несмотря на то, что Земля больше Луны, расстояние между ними приводит к тому, что сила притяжения Земли ослабляется, пока на станет примерно равна силе, с которой Луна отталкивается от Земли. Поэтому Луна и не падает на Землю. А поскольку тут встречаются упомянутые две силы, они вызывают два движения, свойственные Луне: а) вокруг себя, б) вокруг земли.  Когда Луна хочет отдалиться от Земли по прямой – под воздействием силы притяжения эта прямая искривляется, и Луна совершает круговое движение. И так происходит в каждый момент времени. 
И еще Ньютон доказал посредством науки геометрии, что Луна притягивается к Земле по прямой, в то время как совершает круговое движение вокруг Земли. А поскольку мы знаем время ее оборота вокруг земного шара и расстояние от него – шестьдесят с половиной земных диаметров – мы с легкостью вычислим, какое расстояние (камарегалим) она проходит за минуту: 15 регалим.  /…../

А чтобы наши чувства подтвердили наличие силы, притягивающей вещи друг к другу, Ньютон поставил такой опыт. Он взял два стеклянных зеркала, 20-25 дюймов в длину и 3-4 дюйма в ширину, и расположил их так, чтобы они соприкасались друг с другом одной стороной, а другие стороны образовывали угол в 10-15 градусов. И смазал их терпентинным маслом. А после капнул на нижнее зеркало каплей масла, и увидел, что капля побежала к тому краю зеркала, где оно соприкасалось с другим.
Это – доказательство того, что зеркало ее притянуло. Ведь если убрать верхнее зеркало, капля тотчас остановится на месте. /…/
Другие доказательства Ньютон искал в опытах с камнем, который притягивает железо; кроме того, устраивал эксперименты с электричеством. И еще одно доказательство он изобрел в связи с отвесом на приборе, показывающем время, который называется пендулум (маятник), который сокращает свои движения на экваторе, потому что там сила притяжения меньше, чем на полюсах.  Ведь оказалось, что земной шар толще на линии экватора; а на полюсах он приплюснут. Поэтому тот, кто стоит на линии экватора, находится дальше от центра притяжения внутри земного шара; а по мере удаления от центра сила притяжения уменьшается.  Все это, по его мнению, - доказательства существования силы притяжения у всех вещей на земле и в небесах.

Гл. 7

/…/
Но главное, чего мы не можем терпеть в учении Ньютона – то, что он стремится объяснить силой притяжения все деяния, совершенные в мире. Это правда, что он призывает в своих сочинениях помнить о Божественном предопределении, но ученики его поступали иначе. Сила притяжения стала для них «огорчением и беспокойством» (Шмуэль 1, 25:31); только ею одной собирались они создавать и разрушать миры. 


Прошло три года….

1797, Брно

Рабби ПИНХАС ЭЛИЯГУ ГУРВИЦ
«Сэфер ха-брит», 1797

«А земля пребывает вовеки» (Когелет 1:4) среди четырех элементов, в центре небесного воздуха, по велению Сущего. «И покоилась земля» (Шофтим, 3:14) на своем месте в полной недвижности, поскольку она – центральная точка сферы созвездий, с чем согласны все мудрецы – от Нукилуса (?) и Грина, сказавших, что она покоится из-за силы отталкивания небес, которая отталкивает ее со всех сторон с равной силой, до Айзика Ньютона, который, наоборот, говорит о силе притяжения, что небеса притягивают к себе землю со всех сторон с равной силой.  Так или иначе, Всевышний определил природе быть таковой, а землю «повесил ни на чем» (Иов, 26:7) в соответствии со Своей волей.
И то, что человек, стоящий в любом месте на земле, видит ровно половину сферы созвездий, значит, что земля находится точно в центре. Ведь если бы она была ближе к какому-нибудь краю – то из любой точки земли была бы видна не половина этой сферы, а большая или меньшая ее часть/…/
А я отвечу всем иноверцам снова: «Сердце мое руководилось мудростью» (Когелет 2:3), и я «уста мои наполнил доказательствами» (Иов 23:4) добрыми и верными, поскольку нить милосердия Всевышнего надо мной, и «светильник Его светил над моей головой» (Иов 29:3), и вот каким образом. Разве не слышал ты и не известно тебе, вельможа, что у земного шара есть сила притяжения, благодаря которой все материальные тела держатся на земном шаре со всех его сторон? И это истинно, и доказано и проверено мудрецом Бугнером на горе Кимбараси, как сказано выше (гл. 7 этого сочинения).
И Всевышний не зря даровал земле эту силу. Смысл ее в том, что без нее на земле было бы сплошное падение (игийюнефилимбаарец).  Если бы не было силы притяжения – не получилось бы ничего, и попадали бы почти все, живущие на противоположной части шара, и «извергла бы земля» живущих на ней там, где люди живут вверх ногами.  Но все это верно, только если мы скажем, что «земля пребывает вовеки» в одном месте, в покое и недвижности. А если, наоборот, солнце покоится, а земля движется вокруг солнца, да еще оборачивается вокруг своей оси за 24 часа с такой скоростью, что пробегает каждую минуту три и две трети фарсанга – не нужна была бы земле никакая сила притяжения вовсе! Ведь и так не упало бы с земного шара ничего. И ни одна вещь не смогла бы от него оторваться из-за тайны (сегула) кругового движения.
А если сердце твое смутилось и не поверило этому – я покажу тебе это в чувственном опыте. Возьми длинную веревку, и привяжи к ней сосуд, называемый ведро… /…/ 
Теперь мы знаем, что Господь поддерживает всех падающих при помощи силы притяжения. И отсюда мы с необходимостью выводим, что земля пребывает вовеки на одном месте в полном покое.

Прошло еще 11  лет….
Брацлав, 1808

РАББИ НАХМАН ИЗ БРАЦЛАВА
«ЛикутейМогаран», 70
Все, что ни на есть, находится на земле, как говорят нам наши чувства, - все растет из земли, и все вещи или твари лежат на земле или по ней ходят. И не могут они оторваться от земли или от нее отдалиться – разве только при помощи отталкивающей силы (коах ха-махриах). То есть когда кто-нибудь прилагает к вещи силу, берет ее с земли и удаляет от нее. И сколько есть этой отталкивающий силы, настолько вещь и удаляется от земли. А потом, когда прекращается эта сила, вещь падает обратно на землю. Вроде того, как человек подбрасывает камень вверх – тогда его сила принуждает вещь удалиться от земли. И сколько в нем силы, настолько камень улетит вверх. А когда действие силы прекращается, вещь возвращается и падает на землю, потому что у земли есть сила притяжения (коах ха-мошех) – она притягивает все вещи к себе. Ведь если бы этой силы не было – мы не смогли бы жить на земле, потому что должны были бы с нее упасть. Потому что она - шар, и все люди стоят на его поверхности, как известно, и все это благодаря силе притяжения. И потому, когда отталкивание прекращается, и вещь падает обратно на землю – то чем ниже она оказывается, тем с большей скоростью летит: ведь она все ближе к силе притяжения земли, и поэтому падает все быстрее.
А цаддик – он, как известно, аспект праха земного, как сказано выше. Ведь цаддик – основа мира, и написано: «Праведник – основа мира» (Мишлей 10), и все стоит на нем.  Соответственно, у него есть сила притяжения - привлекать к себе все на свете. Ведь праведник – он единственный во всем мире, поскольку он основа мира, и все на свете привлекается к нему и из него извлекается (ивр. нимшахиммимено); даже прочие праведники - это лишь его ветви, каждый по-своему: кто - ветка, а кто – веточка на ветке.
Ибо таков единственный в мире праведник: он скромен и принижен, и уподоблен земной грязи, в аспекте стиха: «я прах и пепел» (Быт. 18:27) Ведь он – основа мира, то есть прах земной, на котором все стоит, как сказано выше. Именно об этом мы просим: «пусть душа моя уподобится праху (афар)» – то есть пусть у нее будет сила притяжения, чтобы притягивать все к себе, как сказано выше.
И этот праведник, он притягивает к себе все силы (хашпаот) мира – как в стихе «и в ней песчинки (афрот) золота» (Иов 28:6), ведь все силы притягиваются к праху земли, к праведнику. И потому, если дать такому праведнику цдаку, благословение придет немедленно /…/
И нужно бы, чтобы все-все люди притягивались к такому праведнику, что вроде праха земного и обладает силой притяжения, как уже сказано. Но, бывает, что из-за отталкивающей силы они только отрываются и удаляются от него. Ведь есть люди, которые своими словами и поступками отдаляют, и отрывают, и отвлекают других от праведника. И чем больше отталкивающая сила – тем дальше отдаляются. Но когда эта сила исчезает, то возвращаются, и притягиваются к цадику все ближе, под силой его тяготения. Это мы и видим: вот, едет человек к цаддику, и чем он ближе, тем сильнее влечение, тем ближе к источнику силы притяжения…
И еще через десяток-другой лет….

РАББИ НАТАН ШТЕРНГАРЦ
 «ЛикутейГалахот»

По проповеди 70 ЛикутейМогаран, смотри там об отталкивающей силе и силе притяжения, что праведник – аспект праха земного, то есть обладает силой притяжения и т.д. Но что есть сила отталкивания и т.д.
Каждому следует очень-очень за этим следить. Ведь все препятствия, что случаются, все они – отталкивающая сила, которая хочет отдалить его от праведника. Но человек ее преодолевает, и стремится к своему источнику, к точке истины, к месту, откуда взята его душа (и все это - истинный праведник, как говорится там). Тогда ты с легкостью преодолеешь отталкивание, ведь сила притяжения праведника влечет тебя прямиком к истине. И когда ты поддашься влечению – оно обязательно победит отталкивающую силу, ведь сила притяжения намного сильнее. Она существует вечно, а отталкивание лишь возникает время от времени; но в конечном итоге тот, кого отдалили, притянется и возвратится к своему корню, на свое место, к истинному центру притяжения. И тогда будет ему великое благо, что к нему приложили отталкивающую силу и отдалили его. Ведь только ради этого мы и приходим в мир, чтоб сражаться на этой войне и обучаться этому искусству – одолевать силу отталкивания силой притяжения. И тогда получаются чудесные инструменты и прочие великие исправления. Ведь искусство делать чудесные штуки превеликой мудрости, которые называются машинки ((מאשין -оно почти все связано с хитростями силы отталкивания и силы притяжения. Как, например, в ремесле часовщика, где главная хитрость – в отталкивающей силе и упругости. И это – пружина (шпринзине), когда сгибают железку и привязывают ее цепочкой в таком положении, а она по своей природе хочет распрямиться; но ее сдерживают, и скручивают ее насильно; и в этом состоит вся премудрость часов – пружина пытается распрямиться согласно своей природе, и этим она движет колесико, привязанное к ней, а это колесико движет другое колесико, и так далее. И вся эта дивная премудрость в конце концов работает и показывает время.
Часы «Нюрнбергское яйцо»
 Есть и другие штуки, намного большие, которые вершат великие и величайшие дела.  А главный их секрет – множество пружинок у них внутри, и все происходит посредством отталкивающей и силы притяжения.
 Ведь силу притяжения побороть невозможно, и пойми хорошенько притчу. В природе души – стремиться неустанно к своему истинному корню, к настоящему своему центру притяжения. Но ее заставляют спускаться в этот мир, который весь целиком – отталкивание и принуждение, противное душе; она жаждет и стремится вверх, в вышние миры, к своему истоку; но Пресвятой так замыслил, чтобы душа силой притяжения преодолевала отталкивающую силу, и тогда она увлечет за собой других, а те – прочих и прочих, как колесики в часовом механизме.





[1] См. Захария 2:18-21 «18 И поднял я глаза мои и увидел: вот четыре рога. 19 И сказал я Ангелу, говорившему со мною: что это? И он ответил мне: это роги, которые разбросали Иуду, Израиля и Иерусалим. 20 Потом показал мне Господь четырех рабочих. 21 И сказал я: что они идут делать? Он сказал мне так: эти роги разбросали Иуду, так что никто не может поднять головы своей; а сии пришли устрашить их, сбить роги народов, поднявших рог свой против земли Иуды, чтобы рассеять ее.»

Немає коментарів:

Дописати коментар